ИСТОРИЯ КОЛЛЕДЖА – ИСТОРИЯ НЕЛИДОВСКОГО КРАЯ В ИТОГЕ ПЛОДОТВОРНОГО ТРУДА…
Распоряжением Правительства Тверской области № 313-рн от 07.06. 2012 года ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 20» и ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 4» были реорганизованы в форме слияния с образованием на их основе ГБОУ СПО «Нелидовский техникум».
Учреждение техникума для нашего города – исключительно важное событие, более высокая ступень в системе профессионального образования нашей молодёжи. Но это – не случайная удача, а итог плодотворного труда многих людей, бесконечно преданных своему делу. Ведь техникум, в котором юноши и девушки будут получать среднее профессиональное образование, возник не на пустом месте, он базируется на достижениях и наработках ранее функционировавших учебных заведениях системы начального профессионального образования, которые прошли нелёгкий путь своего становления и развития.
Днём рождения техникума по праву следует считать 1 ноября 1946 года, когда на основании приказов Министерства трудовых ресурсов в посёлке Нелидово Великолукской области одновременно были созданы школы ФЗО – № 30 (в будущем – ПЛ № 20) и № 32 (в будущем – ПУ № 4). Кроме них в Нелидове также были основаны школы ФЗО № 1 и № 3, а при Земцовском лесокомбинате – школа ФЗО № 22.
РОЖДАЛСЯ ГОРОД ИЗ РУИН
С чего же всё начиналось? В Калининскую область, именуемую ныне Тверской, территория нашего района была передана после ликвидации послевоенной разрухи, уже в более-менее благополучном состоянии. Все инициативы, планы и действия по послевоенному восстановлению и дальнейшему развитию посёлка Нелидово и Нелидовского района исходили от великолукского областного руководства, поскольку с 23 августа 1944 года по 2 октября 1957 года наш район находился в составе Великолукской области.
Территория завода стандартного домостроения в 1946 году
Стёртый с лица земли завод имени Молотова (так до войны назывался Нелидовский ДОК) необходимо было возрождать заново. К этой нелёгкой задаче ещё с осени 1943 года приступили первые восстановители – слесари, прибывшие из города Кинешма Ивановской области, работавшие под руководством Александра Григорьевича Быченкова, в довоенное время – главного механика Западнодвинского древкомбината. С 5 октября того же года было определено новое название завода, оно значилось в трудовой книжке первого послевоенного директора Василия Михайловича Богучарова как «Нелидовский завод стандартных домов», а затем в приказах откорректировано – «… стандартного домостроения». Намечались глобальные объёмы работ, для выполнения которых требовались кадры. Немалую роль при возведении корпусов завода сыграли учащиеся и выпускники школ ФЗО, они же потом включились и в производство продукции восстановленного предприятия как постоянные работники.
Первыми учащимися этих школ ФЗО были дети войны, многие – из числа сирот или ребят, имеющих только матерей, поскольку их отцы сложили головы на фронте. В эти школы подростков призывали через военкоматы, во время обучения ребята находились на полном государственном обеспечении.
Из учебных стен школ (позже – училищ) в разные годы выходили специалисты именно тех профессий, в которых нуждалось наше общество. В 1951 году в Нелидове на улице Матросова был открыт ещё и учебно-курсовой комбинат (директором был Е. В. Бобырь), где наряду с такими профессиями, как проходчик, электромонтёр, камеронщик, лебёдчик, моторист водосливов, машинист подъёмных машин, машинист компрессоров и насосов, телефонист, готовились кадры горных мастеров и механиков участков. Поэтому у горняков появилась возможность повышать свою квалификацию без отрыва от производства.
В немалой степени именно на плечи выпускников этих учебных заведений легли труднейшие задачи по воссозданию заново жилья, строительству заводов, шахт, учреждений, железнодорожных, сельскохозяйственных и иных объектов, благоустройству улиц и площадей, прокладке дорог, севу и уборке сельскохозяйственных культур на колхозных полях.
...Требовалось срочное преобразование разрушенного посёлка в современный город. Насущной проблемой было строительство жилья: многие семьи ютились в землянках и времянках, а одинокие люди – в приспособленной под общежитие конюшне или в других местах, столь же неподходящих для жилья.
Не меньшую лепту внесла молодёжь, прошедшая обучение в школах ФЗО, и в горнопромышленное дело. В 1946 году началась разработка Нелидовского буроугольного месторождения, которое осваивалось в целях создания топливной базы для Ленинграда. И учащиеся школ не только приобретали строительные и горняцкие профессии, но уже в период практики трудились, овладевая навыками, свойственными их специальностям, при этом внося свой вклад в общее дело.
Сдача в эксплуатацию первого послевоенного жилого дома в 1947 году
Строительство угольных шахт шло в крайне тяжёлых условиях, при недостаточном финансировании. Слабо была поставлена организационная работа. Было мало механизации. Преобладал ручной труд. По причине недостаточного технического контроля происходили аварии.
Ещё тяжелее и опаснее был подземный горняцкий труд. Шахты зачастую заливало водой и заносило песками (плывунами). Механизация горных работ была слабая. Отбойка породы и угля производилась посредством отбойных молотков. Были случаи, когда новоиспечённые строители шахты и горняки в отчаянии покидали свои рабочие места. Другие выпускники училища старались не поддаваться панике, хотя трудиться, выдерживая натиски испытаний суровой действительностью, было очень тяжело.
Сложившаяся ситуация крайне озаботила партийных руководителей нашей, тогда Великолукской, области. Чтобы переломить её в положительную сторону, Великолукский обком ВКП(б) в июне 1948 года вынес вопрос «О добыче бурых углей в Нелидовском и Андреапольском районах» на рассмотрение своего второго пленума. Этот партийный форум, проходивший под руководством первого секретаря обкома Г. М. Бойкачёва, выработал линию по претворению в жизнь ряда мероприятий, направленных на укрепление дисциплины, улучшение организации труда и быта горняков, ликвидацию недостатков и упущений. Контроль над исполнением принятых решений был возложен на партийные и хозяйственные органы Нелидовского района. Но вряд ли наши нелидовские власти смогли бы многое изменить в лучшую сторону. Помогло другое.
В работе пленума принимали участие управляющий трестом «Ленугольгеология» Ауслендер, управляющий трестом «Леншахтпроект» Шверник, управляющий комбинатом «Ленуголь» Моисеев, начальник «Союзтранспроект» Леднев, заместитель начальника Главного торгового управления при Совете Министров РСФСР Виноградов и секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Николаев. Эти высокопоставленные лица пообещали оказать необходимое содействие в развитии угледобычи в Нелидовском районе. И не подвели: помогали и снабжением, и кадрами. С их помощью положение на нелидовских шахтах стало меняться в лучшую сторону.
Досчатый тротуар
После дождей грязь повсюду была непролазная. На улице Шахтёрской находился клуб, директором которого был Николай Иванович Балакирев, киномехаником – Фёдор Константинович Шустров, руководителем вокально-хорового кружка и баянистом – Сергей Иванович Захаров, солистами – Ф. Малахова, Л. Назарова, Б. Капитонов, В. Соловьёва. Драмкружком руководила Н. Рябинкова. Велась агитационно-массовая работа. Труд молодых, слившийся с трудом других нелидовцев, постепенно давал зримые результаты, вдохновляющие на дальнейшие свершения. По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР 24 марта 1949 года посёлок Нелидово Великолукской области получил статус города. Люди, вдохновлённые этим событием, решили сделать свой город лучше. Каждый юноша и каждая девушка считали своим долгом внести вклад в дело благоустройства города. В ту давнюю весну 49-ого они, трудясь бесплатно в свои выходные, озеленяли улицы: Школьную, Первомайскую, Советскую, Больничную (ныне Карбышева), Болотную (ныне Мира), 8 Марта (ныне проспект Ленина), Ямскую (ныне Горького) и многие другие. При этом особая роль отводилась завезённым сюда тополям, которые сравнительно хорошо приживались и быстро росли, активно поглощая из нашей болотистой почвы избытки влаги. В 1950 году был поддержан почин коллектива домостроителей – каждому жителю города отработать на благоустройстве городских улиц 30 часов. Воскресники стали привычными и регулярными.
Выпускники школ ФЗО, став строителями, горняками, электромонтёрами, станочниками и представителями других рабочих профессий, упорно и самоотверженно закладывали основы нашего города. При этом некоторые группы выпускников, получивших строительные специальности, включались в работу, устраиваясь одновременно в одну и ту же организацию, становились звеньями или бригадами. Так, звено штукатуров под руководством Подвинского занималось отделкой нового здания ГПШ № 1, городской бани, здания 4-ого стройуправления треста «Нелидовошахтострой». Молодые плотники бригады Юринова, работая в этой же организации, строили среднюю школу № 1 (ныне снесённую) и жилые дома по улице Матросова. При этом трудились с уплотнением рабочего графика – с раннего утра до темноты. В таком же режиме работали молодёжные плотницкие бригады под руководством Шелухина, Терентьева и Худолеева при возведении жилых домов; каменщики под руководством Васильева при закладке фундамента и бетонирования колонн Дворца культуры шахтёров, строительстве средней школы и трёхэтажного здания по улице Советской. Не отставали от них: бригада землекопов Бумажниковой – на строительстве банно-прачечного комбината; мостовщики улиц из бригад Тихомирова и Гоголева; штукатуры-маляры из бригад Гуманюка, Никитина, Вагина и Цветковой; путейцы бригады Шлыкова; коллективы мостовщиков под руководством Михеева, Изотова, Пулященко и Самушенкова.
Молодёжная бригада проходчиков А. Брянского, встав на стахановскую вахту, вовлекла в борьбу за повышение производительности труда многие горняцкие коллективы. Молодёжное звено проходчиков, входившее в бригаду Е. М. Глазова, под руководством звеньевого В. Персидского, выпускника школы ФЗО № 32 и учебно-курсового комбината, 14 февраля 1954 года пошло на рекорд и выполнило норму выработки на 350 процентов, а на следующий день этим звеном был полностью выполнен месячный план! Ударно трудились и подростки во время практических занятий: они выполняли до двух дневных норм, установленных для взрослых работников, среди них: будущие плотники (мастер п/о Лебедев), будущие проходчики (мастер п/о Л. Цой/, будущие бурильщики (мастер п/о Зайцев), будущие мотористы (мастер п/о В. Д. Юдов) и многие другие группы учащихся. Оказывали ребята и помощь колхозам в заготовке кормов, севе, уборке урожая, ремонте ферм, выполняли транспортные работы. В 1954 году о нашем молодом городе Нелидово можно было сказать, что он преобразился. С 16 сентября 1949 года по 22 октября 1954 года в нём появилось 37 новых названий улиц и переулков. Разделив улицу Матросова на две части, начала обустраиваться Центральная площадь (площадью Ленина она была названа 31.10.1957 года) – шло строительство Дворца культуры шахтёров и здания горкома КПСС (сейчас там размещаются администрация города Нелидово и музыкальная школа). Построены 18 магазинов, шесть столовых, в том числе – столовая для учащихся ФЗО № 30.
Были введены в эксплуатацию четыре детских дошкольных учреждения. Расширилась сеть школ на селе. Была построена средняя школа № 2 (ныне – гимназия), разворачивалось строительство школы, рассчитанной на 880 учащихся. Начал функционировать клуб завода стандартного домостроения (он получил название «Октябрь», в настоящее время находится на балансе Нелидовского техникума и называется «Юность»). Для шахтёров создана медико-санитарная часть со стационаром на 50 коек. Увеличилось на 65 количество койко-мест в городской больнице, на селе и при предприятиях открылись фельдшерские здравпункты. Велось строительство трёхэтажного здания больницы на 150 коек и двухэтажного здания поликлиники. Оборудовано и налажено уличное освещение; завершилось затяжное строительство водонапорной башни; построено 12 километров водопроводных сетей с установлением при них водоразборных колонок. Произведено мощение булыжником многих улиц, с довольно затруднительной доставкой его из Артемовского каменного карьера (начальником карьера был И. Шевердов).
Площадь ДКШ с булыжным покрытием
С 1952 года работала городская библиотека. Стараясь лучше удовлетворить запросы читателей, её заведующая Г. Гаевская организовала передвижную библиотеку. Воплощались в жизнь иные смелые идеи и намеченные планы, чтобы преобразовывался город, и улучшалась жизнь нелидовцев.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ШКОЛЫ ФЗО № 30
В период своего основания школа ФЗО № 30 (в недавнем прошлом ПЛ № 20) находилась в доме № 12 по улице Урицкого. В 1947 году её перевели на улицу Заводскую, где школе было предоставлено два двухэтажных дома, которые располагались в том районе, где сейчас находится здание заводоуправления ОАО «Нелидовский ДОК». На основании приказа № 138 от 28.10.1954 года на баланс учебного заведения Будницким леспромхозом были переданы деревянные здания по адресу: улица Лесная, 12, построенные пленными немцами. По этому же адресу сейчас находятся современные корпуса технического отделения Нелидовского техникума. Школа ФЗО № 30, которую при её основании возглавил Василий Александрович Трусов, начав свою деятельность, приступила к обучению подростков профессиям – плотник, станочник, штукатур, печник, арматурщик-бетонщик, столяр. Учебный курс длился полгода, учащиеся в период обучения осваивали азы профессии на практике, а после учёбы, принимаясь за нелёгкие дела, трудились на совесть: ликвидировали послевоенную разруху, заново отстраивали жилые дома, здания учреждений и другие объекты, завод стандартного домостроения, налаживали его работу…
Среди самых первых учеников школы ФЗО № 30 был, ныне покойный, Иван Кузьмич Раевский. Он успешно освоил профессию плотника, а затем в этой же школе обучал парнишек плотницкому делу. В конце каждого учебного года мастер Раевский возил учащихся своей группы в Осташков на конкурс профессионального мастерства, где комиссия оценивала уровень подготовки юных нелидовских плотников как хороший, или даже выше установленной планки. Позже он работал в Нелидовском СМУ, где под его руководством также трудились начинающие плотники.
Построенное пленными немцами в 1954 году здание ФЗО № 30
В числе учеников, получивших в 1947 году профессию арматурщика-бетонщика, был Валентин Васильевич Гуляев, который, когда их группа в полном составе была направлена на строительство ДОКа (тогда он назывался заводом стандартного домостроения) и стала бригадой, возглавил её. Затем вернулся в школу ФЗО № 30 в качестве мастера производственного обучения, преподавал специальные дисциплины, был заместителем директора по УПР, а в 1968 году возглавил учебное заведение.
После смерти Василия Александровича Трусова директорами (по годам) были: Борис Георгиевич Лоскутов (1948–1949), Павел Васильевич Гусаров (1949–1956), Пётр Матвеевич Чирков (1956–1960), Фёдор Васильевич Зарывалов (1960–1961), Николай Дмитриевич Иванов (1961–1962), Евгений Андреевич Королёв (1962–1965), Иван Михайлович Юхнович (1965–1967), Фёдор Васильевич Савлевич (1967–1968), Валентин Васильевич Гуляев (1068–1970), Зинаида Константиновна Лапина (1970–1976), Николай Изосимович Самохов (1976–1979), Юрий Дмитриевич Рубин (1980–1983), Роберт Леонидович Василевский (1983 – 2012), Анжелика Николаевна Евтихиева, Бабышева Юлия Александровна (продолжает работать в должности директора Нелидовского колледжа)
При Павле Васильевиче Гусарове, человеке военном, активно внедрялись физическая культура и спорт. Некоторое время занятиями руководил Василий Яковлевич Агафонов. Его воспитанники побеждали в городских лыжных гонках и даже в областных соревнованиях по этому виду спорта в Великах Луках. Развивалась самодеятельность, действовал хоровой кружок. Силами учащихся благоустраивалась территория учебного заведения.
В 1963 году, когда учебное заведение именовалось ГПТУ № 20 (городское профессионально-техническое училище), оно было ориентировано на подготовку электромонтажников. Началась электрификация сельской глубинки. Силами мастеров производственного обучения и их подопечными проводилась электрификация не только Нелидовского района, но и других районов Калининской (ныне Тверской) области, а также ряда населённых пунктов в Псковской и Московской областях.
В деревнях группы ребят расселялись по избам, хозяева которых по договорам с колхозами и училищем обеспечивали юных энергетиков ночлегом и питанием. Труд был крайне тяжёлый. В зимнюю стужу, в осеннюю и весеннюю непогоду мальчишки в свои шестнадцать-семнадцать лет наравне с мастерами рыли ямы, заготавливали лес – опоры и пасынки для электролиний. А линии эти нередко пролегали по болотистой местности, где трактора вязли и не могли выбраться из топи. И тогда ребята заменяли собой технику, они, в буквальном смысле слова, впрягались в работу: обвязавшись верёвками, как бурлаки, стараясь миновать особо топкие места, тягали по мху длиннющие сырые брёвна. Затем с помощью багров и ухватов устанавливали столбы. От опоры к опоре тянули провода. А зимой такую же работу выполняли, проваливаясь по пояс в снег, по часу и более карабкаясь на обледеневшие опоры. Зачастую соскальзывали с них: было очень трудно зацепиться за столбы когтями. Все тяготы парнишки выносили стойко, смеялись и шутили, а по поводу зимних мытарств с затруднительным лазанием на опоры даже придумали о своей профессии загадку: «С когтями, а не птица, летит и матерится…». Выстраданное и пережитое ребятами в процессе работы в какой-то степени компенсировалось испытываемой гордостью: ведь они пока только ученики, а участвовали в огромном, важном и полезном деле, венцом которого был свет в домах! Местные жители очень радовались электричеству и благодарили юных энергетиков за их труд. Небогато люди жили, но молочком да блинками с электриками делились, позволяли в банях мыться-париться… В 1964 году для установки опор появилось специальное оборудование – БКУ – бурильно-крановые установки, которые значительно облегчили труд энергетиков, занимавшихся электрификацией сёл и деревень.
Среди мастеров производственного обучения, которые занимались с ребятами электрификацией сельской местности, был ныне покойный Юрий Петрович Раткевич, отработавший в стенах родного училища более 45 лет, он также преподавал начальную военную подготовку, был мастером в группах механиков. Владимир Тарасович Кошелев, имеющий в этом учебном заведении такой же стаж, тоже участвовал в электрификации деревень. Он учил не только электриков, но и бульдозеристов, преподавал специальные дисциплины, был старшим мастером, сейчас готовит станочников и руководит токарной мастерской. «Тарасыч», как зовут его ребята, хотя и на пенсии, но по-прежнему молод душой и неутомим в работе. С 1971 года в учебном заведении работает старший мастер Юрий Борисович Жирнов, авторитет которого непререкаем. Он удостоен звания «Отличник профтехобразования РФ». В немалой степени именно его стараниями обустроены мастерские. Отличный организатор учебно-производственного процесса, он следит за техническими достижениями, применяя их по возможности на практике, принимает непосредственное участие в подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства, выполняет много другой работы, в том числе – сверх своих обязанностей. К примеру, во время товарищеских встреч по классической борьбе он был главным судьёй. Проявляет себя и как творческий человек, умеющий реализовать интересные идеи и уложить в строку поэтическое слово, чтобы конкурсные приветствия и выступления звучали складно и красиво.
Числясь под одним и тем же номером – № 20, училище в разные годы называлось: СГПТУ, СПТУ, ПТУ, ВПУ. Кроме уже перечисленных выше специальностей, здесь обучались будущие рамщики, токари, слесари, мотористы электропил, сварщики, водители мотовоза, бригадиры пути, проходчики, экскаваторщики, бульдозеристы, портные женского платья, представители других рабочих профессий…
Свою лепту в развитие учебного заведения вносили мастера, непосредственно обучавшие подростков профессиям, преподаватели общеобразовательных предметов и специальных дисциплин, другие сотрудники и, конечно, руководители учебного заведения, большинства которых сейчас уже нет среди нас. С довольно строгой и требовательной меркой ко всем вопросам обучения подходил Михаил Степанович Боселов. Определённый профессиональный вес среди коллег имели Алексей Иванович Золотарский, Николай Михайлович Березников, Николай Фёдорович Максименков, Сергей Нестерович Синдов. Высокий авторитет был у Николая Егоровича Хлопкова и Петра Александровича Тимошинина, работавших в разные годы заместителями директора по УПР. Анатолий Алексеевич Малец, имел на все дела и события собственное мнение, старался его отстаивать. Добродушного Ивана Дмитриевича Русских его подопечные просто боготворили. Серьёзностью отличался Василий Петрович Голубкин. Как мастер на все руки славился Сергей Васильевич Глушнёв. Интересным собеседником считался в коллективе Владимир Антонович Глущенков. Крепкого на вид и строгого преподавателя специальных дисциплин Виктора Алексеевича Воропаева ребята побаивались и слушались… Не только дать учащимся знания, но и привить им культуру поведения стремились Галина Васильевна Дранишникова, Вера Васильевна Новикова, Ирина Ивановна Воропаева и другие женщины-педагоги.
Обучение было двухгодичным, в первый год изучали теорию, во второй – закрепляли полученные знания на практике. Учёба в училище проводилась в первую смену, а во второй половине дня ребята должны были заниматься в вечерней школе. Но многие из них вовсе не жаждали получить среднее образование. Пропускали занятия, срывали уроки… Исправить сложившееся положение директору Николаю Изосимовичу Самохову не удалось. После него обязанности руководителя недолгое время исполнял Михаил Иванович Иванов. Умный и доброжелательный, он старался сделать всё возможное, чтобы приобщить подростков к учёбе и занятию спортом. Но должного результата достичь не удалось и ему. Директором стал Юрий Дмитриевич Рубин. Человек интеллигентный, грамотный, но довольно мягкий по характеру, он боролся с разгильдяйством, но наладить дисциплину в коллективе тоже не сумел.
В таком состоянии и принял учебное заведение Роберт Леонидович Василевский. При дефиците финансовых средств ему почти чудом удалось выпросить 400 рублей. Починили крышу учебного корпуса, подлатали общежитие, для удобства рядом с ним построили туалет… В 1987 году, согласно требованиям времени, училище приступило к подготовке кадров со средним образованием. При этом непросто решался кадровый вопрос. Дисциплины среди учащихся не было. По инициативе завуча Надежды Анатольевны Голосовой стали проводиться постоянные рейды по проверке готовности учащихся к урокам, каждый из ребят должен был предъявить проверяющим учебники, тетради, пособия, авторучки и карандаши. Те, у кого необходимых атрибутов не оказывалось, до уроков не допускались. Особую напористость в этом вопросе проявила преподаватель физики Светлана Айзиковна Кожанова. Но даже она, человек довольно твёрдого характера, первое время, дав группе задания, не выдерживала издевательских выходок подростков, покидала кабинет и вела поочерёдный приём ребят в учительской. Она же стала инициатором проведения в училище открытых уроков.
Директор Василевский всячески поддерживал педагогов в их борьбе за дисциплину, а по отношению к учащимся спрос ужесточил. Выпуск со справками девяти особо злостных нарушителей порядка в тот учебный год заставил в некоторой степени задуматься остальных. Начали осваивать новые профессии: электрогазосварщик, тракторист-машинист широкого профиля, токарь-универсал, водитель категорий «ВС». В ту пору в первомайские дни и 7 ноября, в праздник Великой Октябрьской Социалистической революции (теперь этот день нередко называют «переворотом»), в Нелидове, как по всей стране, проводились демонстрации трудящихся. Училище в этих шествиях начало участвовать лишь при Роберте Леонидовиче. Колонна представителей трудовых резервов в форменной одежде на фоне других коллективов смотрелись очень эффектно и выигрышно. Флаги, транспаранты и другую праздничную атрибутику учащиеся изготавливали своими руками.
Роберт Леонидович возглавлял учебное заведение почти тридцать лет. За этот период он много сделал для создания учебной базы и повышения статуса учебного заведения – от училища до лицея и от лицея до подготовки документов для техникума. Благодаря его упорству, осуществилась мечта всего педагогического коллектива: был построен новый учебный комплекс. Чтобы это претворилось в жизнь, Роберт Леонидович стал депутатом областного уровня.
Здание техникума сегодня
В 1990 году были введены в строй мастерские – сварочная, токарная, слесарная, лаборатория сельскохозяйственных профессий. Обогащался машинно-тракторный парк, оснащались мастерские. Крайне трудоёмким был момент переселения из старого здания в новый учебный корпус. Преподаватели и мастера обустраивали и оформляли учебные аудитории, добиваясь того, чтобы их воспитанники занимали призовые места на смотрах-конкурсах.
Статус профессионального лицея № 20 учебное заведение получило 31 января 1995 года на основании приказа Министерства образования РФ №48. Лицей стал готовить электрогазосварщиков и техников-технологов сварочного производства, электриков и техников-электриков, трактористов-машинистов широкого профиля и автомехаников, слесарей и токарей, продавцов и бухгалтеров, операторов ЭВМ, коммерсантов в промышленности и в торговле…
Заботу о благоустройстве территории под свой непосредственный контроль взяла Вера Васильевна Новикова, заместитель директора по УВР. Под её строгим надзором ребята высаживали на клумбах цветы, осуществляли за ними уход. А наградой было красочное цветение растений до самой поздней осени на радость и удивление всем: и лицеистам, и их гостям.
Свою трудовую стезю в училище Вера Васильевна Новикова начала торить с бурной и ответственной комсомольской работы, организовывала разные мероприятия – смотры, конкурсы, рейды, экскурсии, привлекала подростков к участию в эстафетах труда и талантов, выполняла множество других функций наставнического направления. При содействии Веры Васильевны заметный след в жизни лицея оставил журналист, краевед и поэт Николай Васильевич Николаев, уроженец Нелидова, человек, влюблённый в свой край. Это по его инициативе в училище зародилось и активно внедрялось стремление к познанию истории родного края, начинали накапливаться музейные экспонаты.
Это патриотическое дело поддержал и способствовал участию в нём учащихся историк Олег Владимирович Дворников. Светлана Айзиковна Кожанова, которая, преподавая физику, активно налаживала в училище дисциплину, став педагогом дополнительного образования, создала постоянно действующую экспозицию истории учебного заведения – «Феникс» в бывшем клубе ДОКа «Октябрь», который был передан на баланс лицея и переименован в «Юность».
Деятельность своих предшественников продолжила Людмила Владимировна Кузнецова. Её усилия имели несколько направлений: историко-краеведческое, научно-исследовательское, военно-патриотическое, а также – создание новых музейных экспозиций. В итоге на базе лицея было подготовлено множество работ и альманахов краеведческого содержания, открыто ещё четыре постоянных музейных экспозиции. Кузнецова стала автором двух изданных научно-исторических книг – «В сердце Оковского леса» и «Их обожгло дыханием войны», а также составителем и издателем книги краеведа Николаева «Тверская Смоленщина». Так был сформирован – Учебный музейный научно-исследовательский комплекс /УМНИК/, который в 2010 году в смотре всех музеев системы профессионального образования Тверской области занял первое место.
Весь коллектив проявляет искреннюю заинтересованность в том, чтобы специальное образование было качественным, учащиеся получили не только хорошие теоретические знания, но и надёжные трудовые навыки, учёба не пропала даром, а выпускники лицея остались верными избранной специальности. Нельзя не вспомнить добрым словом Евгению Ивановну Петрову. В финансовых делах она долгое время была первым лицом, в 2005 году под её руководством коллектив бухгалтерии освоил программу «Парус». В настоящее время главным бухгалтером работает Людмила Валентиновна Майкова, которой тоже важно, чтобы бухгалтерская работа совершенствовалась, чтобы не было проблем с финансированием.
На поприще профессионального образования успешно трудятся, имея за это награды: Надежда Анатольевна Голосова, Николай Иванович Евтихиев, Александр Сергеевич Фёдоров, Александр Андреевич Ильчук, Нелли Константиновна Майкова, Виталий Фёдорович Дятлов, Татьяна Васильевна Малышева, Альбина Витальевна Гусарова, Светлана Анатольевна Филиппова, Ольга Владимировна Волкова, Валентина Юльевна Прокофьева, Геннадий Иванович Чернышев, Юрий Васильевич Карюкин, Александр Сергеевич Фёдоров, Ирина Геннадьевна Шляхтина, Татьяна Владимировна Золотова, Татьяна Алексеевна Прикащенкова, Татьяна Витальевна Дятлова, Вера Васильевна Максудова, Андрей Иванович Наумов, Александр Николаевич Киселёв, Раиса Николаевна Земскова и другие сотрудники. Профессиональный лицей № 20 стал престижным учебным заведением. Грантом губернатора в сфере образования в 2007 году была награждена Программа развития лицея. Образовательное учреждение за достигнутые успехи награждено Дипломом Государственной Думы РФ. Лицей достигал первенств и призовых мест в областных конкурсах «Училище года», получал призовые места за обустройство кабинетов: первое – за кабинеты физики и литературы, второе – истории, третье – математики, химии и электротехники.
В педагогическом коллективе установилась добрая традиция – результативно участвовать в конкурсах. Её зачинателем стала Анжелика Николаевна Евтихиева, нынешний директор техникума, которая в 1998 году была признана Лучшим преподавателем системы НПО Тверской области. В областном конкурсе «Учитель года» в номинации «Мастер года» Андрей Иванович Наумов занял второе место, а Людмила Анатольевна Кокарева в 2007 году стала победителем такого же областного конкурса.
Грантов губернатора Тверской области в номинации «Инновационная деятельность, направленная на развитие системы образования и экономики региона» удостоены: мастер производственного обучения Людмила Анатольевна Кокарева, преподаватель литературы Юлия Александровна Пелихова, мастер производственного обучения Вера Николаевна Гуляева, педагог дополнительного образования Людмила Владимировна Кузнецова. Она же во Всероссийском конкурсе исследовательских работ по истории учреждений системы НПО заняла третье место. Не отстают от своих наставников и лицеисты. В 2010 году после заочного этапа конкурса изобретательских и творческих работ обучающихся «Национальное Достояние России» на очную Всероссийскую конференцию в Москву были приглашены Антон Михайлов и Алексей Захаров. Оба они стали лауреатами конкурса и получили дипломы 2 степени. Их наставникам, Вере Васильевне Максудовой и Андрею Ивановичу Наумову, вручены международные сертификаты. Ребята успешно выступают в областных олимпиадах «Лучший по профессии»; неоднократно занимали первые места или входили в тройку призёров сварщики, электромонтеры, станочники, водители. Максим Малышев, победитель областной олимпиады среди электромонтёров, сумел и на Всероссийской олимпиаде стать победителем в номинации «Скорость и мастерство». Гранты губернатора за художественное творчество получил Михаил Зайцев, за успехи в учебной деятельности – Максим Малышев, за особые успехи в учёбе – Анастасия Адарченко. Диплом второй степени во Всероссийском открытом конкурсе творческих и исследовательских работ «Национальное Достояние России» в номинации «Техническое творчество» получили Алексей Захаров, Антон Михайлов, Валерий Карпещенков. Дипломом за участие в Региональном этапе Всероссийского конкурса молодёжи за лучшую работу на тему «Моя законотворческая инициатива» – «Терроризм – всегда зло?» награждена Анастасия Адарченко. Егор Олейников в Региональном этапе VIII Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодёжи стал лауреатом, а за победу в заключительном туре награждён Дипломом первой степени.
Лицей располагает отличной спортивной базой: спортзал, хоккейный корт, спортивная игровая площадка. Это позволяет добиваться хороших результатов в спортивных состязаниях и чемпионатах разного уровня. Лицеисты становились неоднократно в разных видах спорта победителями и призёрами. Они добивались первенства в системе НПО области по волейболу, силовому троеборью, по смотру физической подготовки среди юношей. Ни одно городское и районное мероприятие не обходится без наших воспитанников.